ООО УК "Комплекс-М"
Репутация как деньги: ее легче заработать, чем сохранить.
Новое в законодательстве в сфере ЖКХ 2025 г.
ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ-2025
С началом 2025 года в России вступают в силу значительные изменения в системе оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства, которые окажут существенное влияние на повседневную жизнь жителей многоквартирных домов по всей стране.
1. Одним из первых нововведений станет то, что понятие «общая площадь жилого помещения», которое используется для расчета платы за отопление, содержание общедомового имущества и капремонт, будет привязано к Жилищному кодексу Российской Федерации. Это значит, что в коммунальных расчётах не будет учитываться площадь балконов, лоджий, веранд и террас.
2. Новый расчёт платы за отопление: в случае выхода из строя общедомового счётчика тепла плата будет рассчитываться исходя из среднемесячного объёма потребления тепла, рассчитанного за 12 последних месяцев. Раньше в таких ситуациях плата по среднемесячным показателям охватывала последние 6 месяцев, из-за чего данные сильно варьировались, так как часть указанного периода могла выпасть в основном на отопительный сезон. Новая система создана для того, чтобы избежать таких ситуаций и возможной переплаты.
3. С января 2025 года в счетах за услуги ЖКХ появится новая графа, в которой будет указываться сумма перерасчета за потребленные коммунальные услуги за прошлый год. Такая корректировка расчетов станет возможной благодаря усилиям региональных расчетных центров, которые будут тщательно анализировать, сколько ресурсов конкретный дом потратил на отопление и электроэнергию. Будут учитываться также коммунальные расходы на общедомовое имущество. Однако корректировка затронет только те многоквартирные дома, где ранее установили приборы учета ресурсов.
4. Помимо этого, с 1 января 2025 года вводится новая статья 259.4 Гражданского кодекса Российской Федерации «Обременение содержания общего имущества». Согласно этой статье, каждый владелец квартиры в многоквартирном доме будет обязан поддерживать финансовое участие в покрытии расходов на содержание общего имущества, пропорционально своей доле в праве собственности. Это нововведение подчеркивает важность коллективной ответственности за общее имущество дома.
5. С 1 января 2025 года, если в результате действий одного из собственников квартиры будет нанесен ущерб общему имуществу дома, то финансовые последствия лягут именно на плечи этого собственника. Ранее такие расходы обычно покрывались управляющей компанией, но с новыми изменениями механизм распределения финансовой ответственности пересматривается. Однако, чтобы подобная финансовая ответственность была официально возложена на жильца, потребуется судебное подтверждение его вины.
6. Еще один аспект изменений касается штрафов за нарушения правил пожарной безопасности. Так, собственники, которые самовольно установили двери или организовали складские помещения на своем этаже, могут быть наказаны финансовыми санкциями.
С 01.01.2025 СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ с вознаграждения членам совета многоквартирного дома ОТМЕНЕНЫ.
Принят Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2025 года страховые взносы для председателей и членов советов многоквартирных домов уплачиваются только в том случае, если с ними заключены трудовые или гражданско-правовые договоры
Если таких договоров между УО и председателем нет, то страховые взносы не должны уплачиваться

Ужесточена административная ответственность
ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО НАДЛЕЖАЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
6 апреля вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2024 N 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
1) Штрафы за недопуск газовщиков в помещение и за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования теперь составляют:
- от 5 до 10 тыс. рублей - для граждан;
- от 25 до 100 тыс. рублей - для должностных лиц;
- от 200 до 500 тыс. рублей - для юридических лиц.
2) Штраф за самовольную замену газового оборудования теперь составляет:
- от 5 до 10 тыс. рублей - для граждан;
- от 25 до 100 тыс. рублей - для должностных лиц;
- от 200 до 500 тыс. рублей - для юридических лиц.
3) Ужесточена ответственность сотрудников организаций, которые обслуживают газовое оборудование и должны обеспечивать безопасность жильцов.
Так, если такая организация не отвечает требованиям закона или сотрудник не аттестован по соответствующим правилам, то ей грозят штрафы:
- от 50 до 100 тыс. рублей - для должностных лиц;
- от 100 до 500 тыс. рублей - для организаций.

ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ-2024
За капремонтом – в очередь. А хотите раньше – доплатите
С 1 сентября 2024 года добиться своевременного капремонта в многоквартирном доме станет сложнее.
Основанием для внесения изменений в региональную программу капремонта станут итоги обследований технического состояния многоквартирных домов.
Согласно принятому 27 ноября 2023 года Федеральному закону №561-ФЗ, регламент техобследований определят региональные органы власти, а само обследование позволят проводить в соответствии с порядком, который установят в регионе.

Полученные результаты будут являться основанием для внесения изменений в региональную программу капремонта не реже чем один раз в год. Пока все вроде складно. Но что смущает?
Жителям дали право тоже стать заказчиками таких обследований. Но за эту услугу придется заплатить. Чтобы принять решение о проведении обследования и скинуться, собственники должны провести собрание и получить согласие не менее чем 2/3 голосов.
Лифты. Начал действовать ГОСТ Р 55969-2023, который установил общие требования к процедуре ввода в эксплуатацию новых и модернизированных лифтов.
Перестали действовать договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, заключенные до 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 18.03.2023 №71-ФЗ).
Гарантирующих поставщиков электроэнергии будут привлекать к административной ответственности в случае невыполнения обязанности по приобретению, установке и замене приборов учета (ч. 5 ст. 37 №35-ФЗ). При таких нарушениях потребитель вправе потребовать снизить плату за коммунальную услугу на 7% (п. 80(2) Правил №354).
С 1 апреля 2024 года изменятся правила перепланировки и переустройства помещений в многоквартирном доме.
Речь о переводе жилого помещения в нежилое, и наоборот. Предусмотрено обязательное согласование перепланировки/переустройства с органами местного самоуправления, при постановке на кадастровый учет и внесении в ЕГРН сведений о новых границах/площади перепланированного помещения.
С 1 июля 2024 года с некоторых категорий граждан перестанут брать комиссию при оплате жилищно-коммунальных платежей
1 июля 2024 года начнет действовать еще одно важное нововведение. С этой даты с некоторых категорий граждан прекратят взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Причем этот запрет должны будут учитывать при приеме средств в счет оплаты указанных услуг не только кредитные организации, но и платежные агенты, банковские платежные агенты (субагенты).
Запрет не коснется только организаций федеральной почтовой связи – у них сохранится право взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное или неполное внесение такой платы физическими лицами.
При этом взимать комиссию не будут не со всех граждан, а только с тех физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке. Перечень конкретных категорий должно утвердить Правительство РФ. Поскольку парламентарии, инициировавшие идею ввести рассматриваемый запрет, считают документ социально значимым, они призывают в сопутствующих нормативных актах учесть все категории граждан, которые нуждаются в соцподдержке.
Новые правила компенсации услуг ЖКХ для льготников начнут работать с 2024 года.
🔹Деньги теперь будут поступать не гражданам, а напрямую ресурсоснабжающим организациям (РСО).
🔹Льготу предоставят в виде электронного сертификата. То есть её обладатели будут оплачивать квитанции сразу со скидкой 30–50% в зависимости от категории, а подтверждать своё право специальным электронным сертификатом.
🔹При оплате квитанций разница попадёт в специальный реестр на новом электронном домене «ЖКХ и городская среда», который объединит все сервисы жилищно-коммунальной сферы. Затем государство проведёт с поставщиком взаиморасчёт. Эксперты Минстроя считают, что такой механизм повысит собираемость платежей и снизит задолженность за услуги ЖКХ.
Органы соцзащиты будут получать информацию из ГИС ЖКХ для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
С 1-го января 2023 года органы социальной защиты будут получать сведения о суммах, начисленных и уплаченных гражданами для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, посредством ГИС ЖКХ. Данная информация необходима для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В связи с этим поставщики информации обязаны обеспечить своевременное и достоверное размещение в ГИС ЖКХ платежных документов, отражающих расчеты управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах.
Поставщиками информации являются:
управляющие компании;
товарищества собственников жилья;
жилищно-строительные и жилищные кооперативы;
ресурсоснабжающие организации;
региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
фонд капитального ремонта.
В соответствии с действующим законодательством предусмотрены следующие сроки для размещения обязательной информации в ГИС ЖКХ:
о начисленных денежных средствах, о задолженности/переплате по оплате за содержание жилого помещения – ежемесячно, не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным);
о поступивших денежных средствах в системе – ежемесячно, не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором (по состоянию на 15-е число месяца, следующего за расчетным).
За неразмещение информации, размещение ее не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ предусмотрена административная ответственность по ст. 13.19.2 КоАП РФ.
Верховный Суд РФ поставил точку в вопросе, кто должен вывозить ветки, образовавшиеся при уходе за деревьями и кустарниками на придомовой территории – региональный оператор или управляющая компания?
В определениях от 01.02.2022 № 309-ЭС21-27385 по делу № А76-17113/2020, от 26.08.2022 № 309-ЭС22-15580 по делу № А76-32300/2021 Верховный Суд РФ установил обязанность регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО) вывозить уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образовавшиеся от уборки придомовых территорий, на основании договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утверждённому единому тарифу. Позиция высшей судебной инстанции исходит из того, что при разрешении указанного вопроса необходимо руководствоваться Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в совокупности с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, согласно которому растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО.
С 1 сентября в России изменился порядок выбора управляющей компании МКД.
В ЖК РФ внесены поправки, упорядочивающие выбор управляющей компании МКД.
В частности, к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД отнесено принятие решения о выборе управляющей организации. Необходимое для выбора способа управления МКД и новой управляющей организации количество голосов собственников увеличено до уровня 50% + 1 голос от общего числа голосов собственников помещений МКД.
Также субъекты и органы местного самоуправления могут своим НПА установить, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.
Закон вступил в силу с 1 сентября 2022 г.
Управляющим организациям будет необходимо предоставлять данные одного из документов ответчика при взыскании долга. Упрощенный порядок составления заявлений, работавший в течение двух лет, отменен с июля.
28.07.2022
В исковых обращениях в суд, согласно ГПК РФ, необходимо указывать подробные сведения о должнике, в том числе один из документов, удостоверяющий личность. Такое требование ранее не предъявлялось к взысканию долгов за жилищно-коммунальные услуги. В связи с отсутствием механизма для получения соответствующих документов жилищными компаниями, введение данной процедуры в отрасли ЖКХ откладывали.
Указывать идентификационные данные в судебных заявлениях впредь необходимо по причине того, чтобы долг не был по ошибке предъявлен гражданину, полному тезке жильца.
Вепрецкая Татьяна Павловна, Директор Некоммерческого Партнерства Саморегулируемой организации «Национальный Жилищный Конгресс», отмечает, что на взыскателей долгов за ЖКХ будут распространяться некоторые послабления. Организации могут указать адрес проживания или пребывания неплательщика. Если нет данных о месте и дате рождения, можно указать один из идентификаторов в исковом заявлении. После составления запроса Пенсионный фонд, налоговые органы или органы внутренних дел выдадут необходимую информацию. Заявления не будут рассматриваться, пока данные из инстанций не будут предоставлены суду.
С 1 марта 2022 года вступл в силу приказ Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями». С этой же даты утратило силу постановление Правительства РФ № 25 от 21.01.2006, содержащее запрет на несанкционированные переустройство и перепланировку жилого помещения.
Правила устанавливают права и обязанности как собственников, так и жителей муниципальных квартир и арендаторов. В частности, оговаривается, что необходимо уважать права соседей, содержать личное и общедомовое имущество в порядке и принимать своевременные меры по устранению неисправностей - эта часть касается тех, кто живет в квартирах по договору соцнайма, раньше этого пункта не было.
Те же обновленные правила пользования жилыми помещениями теперь обязывают юридических лиц контролировать состояние дома. Нанимателям по договору соцнайма, договору специализированного жилого найма, а также по договору найма жилого помещения жилфонда социального использования нельзя остеклять балконы.
Как и ранее граждане вправе заменять окна и балконные двери с низкой энергоэффективностью на окна и балконные двери с улучшенными качествами, утеплять стены разрешенными материалами, а также устанавливать на лоджиях и балконах дополнительное остекление. Однако внешний вид дома, в том числе остекление фасадов, может регулироваться муниципальными правовыми актами и законами субъекта РФ. Поэтому перед выполнением работ по остеклению необходимо ознакомиться с правилами благоустройства, утвержденными в регионе и городе проживания.
В остальном ничего не изменилось: на остекление и обшивку балконов как и раньше требуется разрешение.
В противном случае - штрафы: для физлиц – до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – 4-5 тыс. рублей, для юрлиц – до 40-50 тыс. рублей. Плюс предписание демонтировать конструкцию.
Сайдинг нарушает правила пожарной безопасности и чреват штрафом от МЧС (от 4 тыс. рублей).