ООО УК "Комплекс-М"
Репутация как деньги: ее легче заработать, чем сохранить.
Аварийные ситуации в многоквартирном доме - что нужно знать собственникам.
Что такое аварийная ситуация согласно законодательства
Аварийная ситуация заключается в повреждении или выходе из строя коммунальных систем сроком более 8 часов. Аварии могут повлечь за собой ущерб окружающей среде, самому человеку и его имуществу.
«повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения».
Это же определение содержится и в Приказе от 14 апреля 2008 г. №48. Также приказ дает определения аварии в сфере:
- водоотведения и очистки сточных вод: «В системе канализаций аварией являются нарушения режима работы и их закупорка, приводящие к прекращению отведения сточных вод, массовому сбросу неочищенных сточных вод в водоемы или на рельеф, подвалы жилых домов».
- теплоснабжения: «Аварией считается отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший прекращение подачи тепловой энергии потребителям и абонентам на отопление и горячее водоснабжение на период более 8 часов». Это же определение содержится в Приказе Росстата от 18.07.2019 № 414.
- электроснабжения: «Аварией считается отказ элементов систем и сетей, повлекший прекращение подачи электрической энергии потребителям и абонентам на электроснабжение на период более 8 часов».
Аварии в многоквартирном доме и меры по предотвращению и устранению неисправностей описаны в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Дополнительно регулируют сферу аварий в многоквартирном доме законы:
- Жилищный кодекс Российской Федерации
- Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
- Постановление Правительства РФ №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»
- Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»
Создание аварийно-диспетчерской службы:
обязанности АДС и ее роль при аварийных ситуациях
Для разрешения аварийных ситуаций в УК "Комплекс-М" создана аварийно-диспетчерская служба (АДС).
Аварийная служба работает круглосуточно, в праздничные и нерабочие дни.
Диспетчер АДС:
- принимает заявки от жителей,
- регистрирует заявки,
- организует выполнение (оперативно направляет специалистов на место аварии),
- составляет отчет о выполнении,
Постановление Правительства №331 изменило нормы деятельности аварийно-диспетчерских служб.
Правки вступили в силу 1 марта 2019 года. Эти правки расширили список обязанностей АДС и дали четкие сроки их выполнения:
- 5 минут на ответ на звонок; если звонок не был принят – 10 минут на инициирование связи со звонившим (перезвонить; дать клиенту возможность оставить голосовое или электронное сообщение, на которое также нужно среагировать в течение 10 минут).
- 30 минут с регистрации заявки отводится на локализацию повреждений систем водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
- 2 часа на устранение засоров системы водоотведения.
- засор мусоропровода нужно устранить за 2 часа.
- не более 3 суток должно уйти на ликвидацию аварийных ситуаций в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
Сроки исполнения необходимо сообщить заявителю в течение 30 минут со времени регистрации его заявки. Если произошла авария в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, управляющая компания уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования.
Если АДС не соблюдает эти сроки – это грубое нарушение лицензионных требований (подп. «з» п. 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Аварийное обслуживание оплачивают собственники помещений. Если авария случилась внутри квартиры, ремонт будет оплачивать собственник отдельно.
Аварийно-диспетчерская служба проводит мелкий аварийный ремонт, меняет оборудование.
Например, замена лифта входит в капитальный ремонт и занимает месяцы.
Аварийно-диспетчерская служба работает не только на устранение, а также и на предотвращение аварий в многоквартирном доме. От качества аварийного обслуживания зданий зависит последующее количество аварий. Если профилактика регулярна и на уровне, то аварий можно избежать.
Типы услуг аварийно-диспетчерских служб:
- Обслуживание центрального отопления. Входят профилактические работы, которые помогут предотвратить аварии: устранение поломок, проведение сварочных работ, замена трубопровода.
- Обслуживание водоснабжения. Включает устранение неисправностей системы, устранение последствий аварий. При неполадках в этой системе могут быть отсутствие воды или затопление квартир.
- Обслуживание системы канализации. Включает откачку воды, ликвидацию засоров и другие мероприятия по работе с системой канализации.
- Обслуживание электрических сетей. Включает устранение неполадок в электрических сетях, обновление проводки и прочее для безопасности, чтобы не случился пожар или другие аварийные ситуации.
Способы сообщения об аварийных ситуациях
Обязанности собственников при аварийных ситуациях:
- информировать специалистов АДС при обнаружении неисправностей на оборудовании и приборах учета;
- информировать при возникновении пожаров в инженерных системах;
- принять возможные меры по устранению поломки с учетом техники безопасности.
Если житель обнаружил неисправности, аварии, нужно как можно скорее сообщить о них в управляющую компанию. Для этого управляющая компания должна предоставить несколько удобных, оперативных, действенных каналов связи. Об этих каналах нужно оповестить жителей: разместить на информационных стендах у подъезда, указать в квитанциях.
Подать заявку в АДС можно по телефону. Известный и проверенный временем метод. Удобно, когда знаешь номер наизусть.
Плюс его в том, что средство для связи – телефон – обычно всегда под рукой, а звонки в АДС должны записываться.
Сложности могут возникнуть в другом:
- надо сперва найти номер (или знающего человека);
- порой сложно дозвониться;
- нет возможности отправить фото или видео аварии, когда сложно ее описать.
Личным обращением
Можно обратиться с заявлением в АДС лично. Плюсом является то, что можно сразу в деталях обрисовать ситуацию, при необходимости показать диспетчеру фото и видео. Однако подача заявления лично занимает много времени, особенно если компания находится далеко от дома.
Минусы способа:
- нужно идти, искать нужный адрес и кабинет;
- можно потратить много времени;
- очереди;
- если заявка срочная, на прогулки до АДС может не быть времени.
Через сайт
Плюсом станет то, что можно подать заявку из дома в спокойной обстановке, обдумав формулировку проблемы. Также житель может отслеживать статусы своей заявки.
Из минусов:
- компьютер не всегда может оказаться под рукой;
- если заявка касается перебоя электричества, стационарный компьютер будет бесполезен (но может спасти ноутбук);
- если заявка срочная, может не быть времени бежать к компьютеру.
В мобильном приложении
Удобно отправлять заявки в АДС со смартфона – это быстрый способ, если ваша управляющая компания позаботилась о создании своего мобильного приложения.
Плюсы: вы делаете фото или видео на телефон и тут же прикрепляете их к своей заявке. История заявок хранится в личном кабинете. Подаете заявку оперативно и ждете такого же оперативного решения проблемы.
Минус может быть тогда, когда не ловит мобильный интернет (хотя с распространением сетей такое сейчас случается редко).
Виды аварийных ситуаций и сроки их устранения
Предельные сроки устранения аварийных ситуаций введены законом (приложение №2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда) для регуляции работы управляющей компании в экстренных ситуациях. Они представляют собой предельное время на реагирование и устранение аварии, поломки. Отсчитываются с момента обнаружения неисправности и заявления о ней. Сроки установлены для того, чтобы жители могли максимально быстро вернуться к пользованию услугами.
Аварийная ситуация | Сроки для устранения |
Протечки кровли | 1 сутки |
Повреждения системы водоотвода | 5 суток |
Возможность выпадения отдельных кирпичей из-за утраты их связи с кладкой наружных стен | 1 сутки + ограждение опасной зоны |
Неплотность в дымоходах, газоходах и сопряжения их с печами | 1 сутки |
Разбитое стекло, сорванные створки окон и дверей: – в зимнее время – в летнее время | – 1 сутки – 3 суток |
Повреждение входных дверей подъезда | 1 сутки |
Отслоение штукатурки на потолке или верхней части стены, что может привести к обрушению стены | 5 суток + немедленные меры безопасности |
Нарушение связи со стенами наружной облицовки и лепных изделий на фасадах зданий | Немедленно принять меры безопасности |
Протечки в перекрытиях, которые получаются вследствие нарушения водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах | 3 суток |
Трещины и другие неисправности печей, дымоходов, газоходов, которые угрожают пожарной безопасности здания и могут отравить жителей дымовыми газами | 1 сутки + немедленное завершение эксплуатации до устранения неисправностей |
Течь в водопроводных кранах и кранах сливных бачков унитазов | 1 сутки |
Неисправности трубопроводов аварийного порядка, включая неисправности сопряжений трубопроводов с фитингами, арматурой, приборами водопровода и горячего водоснабжения, центрального отопления, канализации и газооборудования | Незамедлительно |
Поломки мусоропровода | 1 сутки |
Повреждение кабелей, питающих дом. Отключение системы питания жилых домов или силового электрооборудования | Не более 2 часов |
Необходимость замены автоматических выключателей, предохранителей или рубильников вводно-распределительного устройства | 3 часа |
Неисправные автоматы защиты стояков и питающих линий | 3 часа |
Проблемы аварийного порядка (например, короткое замыкание | Незамедлительно |
Нарушение работы электроплиты – в случае выхода из строя одной конфорки и жарочного шкафа | 3 суток |
Нарушение работы электроплиты – в случае отключения всей электроплиты | 3 часа |
Проблемы в системе освещения общих помещений (в том числе замена ламп) | 7 суток |
Неисправность лифта | 1 сутки, не более |
Приложение 1 к Постановлению Правительства №354 устанавливает сроки перерыва подачи коммунальных ресурсов:
- Холодной воды и водоотведения – не более 4 часов единовременно, не более 8 часов суммарно за месяц.
- Горячей воды – не более 4 часов единовременно, не более 8 часов суммарно за месяц, 24 часа подряд при аварии на тупиковой магистрали.
- Электроснабжения – 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа при наличии 1 источника питания (информацию о количестве источников питания можно узнать у исполнителя).
- Газоснабжения – не более 4 часов суммарно за месяц.
- Отопления в отопительный период: не более 24 часов суммарно за месяц; не более 16 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры); не более 8 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С); не более 4 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С).
- Вывоз твердых коммунальных отходов: не более 72 часов суммарно за месяц; не более 48 часов единовременно (при среднесуточной температуре воздуха +5°C и ниже); не более 24 часов единовременно (при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°C).
© ООО "УК "Комплекс-М"
Любая информация, представленная на данном сайте, носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 ГК РФ.