ООО УК "Комплекс-М"

Репутация как деньги: ее легче заработать, чем сохранить.

Аварийные ситуации в многоквартирном доме - что нужно знать собственникам.

Что такое аварийная ситуация согласно законодательства

Аварийная ситуация заключается в повреждении или выходе из строя коммунальных систем сроком более 8 часов. Аварии могут повлечь за собой ущерб окружающей среде, самому человеку и его имуществу.

В области водоснабжения термин «авария» расшифровывает Постановление Правительства №167:
«повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения».

Это же определение содержится и в Приказе от 14 апреля 2008 г. №48. Также приказ дает определения аварии в сфере:
  • водоотведения и очистки сточных вод: «В системе канализаций аварией являются нарушения режима работы и их закупорка, приводящие к прекращению отведения сточных вод, массовому сбросу неочищенных сточных вод в водоемы или на рельеф, подвалы жилых домов». 
  • теплоснабжения: «Аварией считается отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший прекращение подачи тепловой энергии потребителям и абонентам на отопление и горячее водоснабжение на период более 8 часов». Это же определение содержится в Приказе Росстата от 18.07.2019 № 414.
  • электроснабжения: «Аварией считается отказ элементов систем и сетей, повлекший прекращение подачи электрической энергии потребителям и абонентам на электроснабжение на период более 8 часов».

Аварии в многоквартирном доме и меры по предотвращению и устранению неисправностей описаны в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.

Дополнительно регулируют сферу аварий в многоквартирном доме законы:


Создание аварийно-диспетчерской службы:

обязанности АДС и ее роль при аварийных ситуациях

Для разрешения аварийных ситуаций в УК "Комплекс-М" создана аварийно-диспетчерская служба (АДС).
Аварийная служба работает круглосуточно, в праздничные и нерабочие дни.
Диспетчер АДС:
  • принимает заявки от жителей,
  • регистрирует заявки,
  • организует выполнение (оперативно направляет специалистов на место аварии),
  • составляет отчет о выполнении, 
  • сообщает заявителю номер заявки и регламентные сроки ее выполнения.

Постановление Правительства №331 изменило нормы деятельности аварийно-диспетчерских служб.
Правки вступили в силу 1 марта 2019 года. Эти правки расширили список обязанностей АДС и дали четкие сроки их выполнения:
  • 5 минут на ответ на звонок; если звонок не был принят – 10 минут на инициирование связи со звонившим (перезвонить; дать клиенту возможность оставить голосовое или электронное сообщение, на которое также нужно среагировать в течение 10 минут).
  • 30 минут с регистрации заявки отводится на локализацию повреждений систем водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
  • 2 часа на устранение засоров системы водоотведения.
  • засор мусоропровода нужно устранить за 2 часа.
  • не более 3 суток должно уйти на ликвидацию аварийных ситуаций в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.

Сроки исполнения необходимо сообщить заявителю в течение 30 минут со времени регистрации его заявки. Если произошла авария в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, управляющая компания уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования.

Если АДС не соблюдает эти сроки – это грубое нарушение лицензионных требований (подп. «з» п. 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).

АДС бесплатно обслуживает только аварии на общедомовом имуществе.
Аварийное обслуживание оплачивают собственники помещений. Если авария случилась внутри квартиры, ремонт будет оплачивать собственник отдельно.

Аварийно-диспетчерская служба проводит мелкий аварийный ремонт, меняет оборудование.
Например, замена лифта входит в капитальный ремонт и занимает месяцы.
Аварийно-диспетчерская служба работает не только на устранение, а также и на предотвращение аварий в многоквартирном доме. От качества аварийного обслуживания зданий зависит последующее количество аварий. Если профилактика регулярна и на уровне, то аварий можно избежать. 

Типы услуг аварийно-диспетчерских служб:
  1. Обслуживание центрального отопления. Входят профилактические работы, которые помогут предотвратить аварии: устранение поломок, проведение сварочных работ, замена трубопровода.
  2. Обслуживание водоснабжения. Включает устранение неисправностей системы, устранение последствий аварий. При неполадках в этой системе могут быть отсутствие воды или затопление квартир.
  3. Обслуживание системы канализации. Включает откачку воды, ликвидацию засоров и другие мероприятия по работе с системой канализации.
  4. Обслуживание электрических сетей. Включает устранение неполадок в электрических сетях, обновление проводки и прочее для безопасности, чтобы не случился пожар или другие аварийные ситуации.

Способы сообщения об аварийных ситуациях


Обязанности собственников при аварийных ситуациях:
  • информировать специалистов АДС при обнаружении неисправностей на оборудовании и приборах учета;
  • информировать при возникновении пожаров в инженерных системах;
  • принять возможные меры по устранению поломки с учетом техники безопасности.

Если житель обнаружил неисправности, аварии, нужно как можно скорее сообщить о них в управляющую компанию. Для этого управляющая компания должна предоставить несколько удобных, оперативных, действенных каналов связи. Об этих каналах нужно оповестить жителей: разместить на информационных стендах у подъезда, указать в квитанциях.


Подать заявку в АДС можно по телефону. Известный и проверенный временем метод. Удобно, когда знаешь номер наизусть.
Плюс его в том, что средство для связи – телефон – обычно всегда под рукой, а звонки в АДС должны записываться.
Сложности могут возникнуть в другом: 

  • надо сперва найти номер (или знающего человека);
  • порой сложно дозвониться;
  • нет возможности отправить фото или видео аварии, когда сложно ее описать.


Личным обращением

Можно обратиться с заявлением в АДС лично. Плюсом является то, что можно сразу в деталях обрисовать ситуацию, при необходимости показать диспетчеру фото и видео. Однако подача заявления лично занимает много времени, особенно если компания находится далеко от дома.
Минусы способа:

  • нужно идти, искать нужный адрес и кабинет;
  • можно потратить много времени;
  • очереди;
  • если заявка срочная, на прогулки до АДС может не быть времени.

Через сайт

Если у управляющей компании есть сайт, заявку в АДС можно оставить там.
Плюсом станет то, что можно подать заявку из дома в спокойной обстановке, обдумав формулировку проблемы. Также житель может отслеживать статусы своей заявки. 
Из минусов: 

  • компьютер не всегда может оказаться под рукой;
  • если заявка касается перебоя электричества, стационарный компьютер будет бесполезен (но может спасти ноутбук);
  • если заявка срочная, может не быть времени бежать к компьютеру.

В мобильном приложении


Удобно отправлять заявки в АДС со смартфона – это быстрый способ, если ваша управляющая компания позаботилась о создании своего мобильного приложения.
Плюсы: вы делаете фото или видео на телефон и тут же прикрепляете их к своей заявке. История заявок хранится в личном кабинете. Подаете заявку оперативно и ждете такого же оперативного решения проблемы.

Минус может быть тогда, когда не ловит мобильный интернет (хотя с распространением сетей такое сейчас случается редко).

Виды аварийных ситуаций и сроки их устранения

Предельные сроки устранения аварийных ситуаций введены законом (приложение №2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда) для регуляции работы управляющей компании в экстренных ситуациях. Они представляют собой предельное время на реагирование и устранение аварии, поломки. Отсчитываются с момента обнаружения неисправности и заявления о ней. Сроки установлены для того, чтобы жители могли максимально быстро вернуться к пользованию услугами.

Аварийная ситуация  Сроки для устранения
Протечки кровли  1 сутки
Повреждения системы водоотвода  5 суток
Возможность выпадения отдельных кирпичей из-за утраты их связи с кладкой наружных стен  1 сутки + ограждение опасной зоны
Неплотность в дымоходах, газоходах и сопряжения их с печами 1 сутки
Разбитое стекло, сорванные створки окон и дверей:                                                                                                                                                                                     – в зимнее время                                                   – в летнее время                                           – 1 сутки                                             – 3 суток
Повреждение входных дверей подъезда  1 сутки
Отслоение штукатурки на потолке или верхней части стены, что может привести к обрушению стены   5 суток + немедленные меры безопасности
Нарушение связи со стенами наружной облицовки и лепных изделий на фасадах зданий  Немедленно принять меры безопасности
Протечки в перекрытиях, которые получаются вследствие нарушения водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах  3 суток
Трещины и другие неисправности печей, дымоходов, газоходов, которые угрожают пожарной безопасности здания и могут отравить жителей дымовыми газами  1 сутки + немедленное завершение эксплуатации до устранения неисправностей
Течь в водопроводных кранах и кранах сливных бачков унитазов 1 сутки
Неисправности трубопроводов аварийного порядка, включая неисправности сопряжений трубопроводов с фитингами, арматурой, приборами водопровода и горячего водоснабжения, центрального отопления, канализации и газооборудования  Незамедлительно
Поломки мусоропровода 1 сутки
Повреждение кабелей, питающих дом. Отключение системы питания жилых домов или силового электрооборудования  Не более 2 часов
Необходимость замены автоматических выключателей, предохранителей или рубильников вводно-распределительного устройства 3 часа
Неисправные автоматы защиты стояков и питающих линий 3 часа
Проблемы аварийного порядка (например, короткое замыкание Незамедлительно
Нарушение работы электроплиты – в случае выхода из строя одной конфорки и жарочного шкафа  3 суток
Нарушение работы электроплиты – в случае отключения всей электроплиты 3 часа
Проблемы в системе освещения общих помещений (в том числе замена ламп)  7 суток 
Неисправность лифта   1 сутки, не более 

Приложение 1 к Постановлению Правительства №354 устанавливает сроки перерыва подачи коммунальных ресурсов:

  • Холодной воды и водоотведения – не более 4 часов единовременно, не более 8 часов суммарно за месяц.
  • Горячей воды –  не более 4 часов единовременно, не более 8 часов суммарно за месяц, 24 часа подряд при аварии на тупиковой магистрали.
  • Электроснабжения – 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа при наличии 1 источника питания (информацию о количестве источников питания можно узнать у исполнителя).
  • Газоснабжения – не более 4 часов суммарно за месяц.
  • Отопления в отопительный период: не более 24 часов суммарно за месяц; не более 16 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры); не более 8 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С); не более 4 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С).
  • Вывоз твердых коммунальных отходов: не более 72 часов суммарно за месяц; не более 48 часов единовременно (при среднесуточной температуре воздуха +5°C и ниже); не более 24 часов единовременно (при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°C).

© ООО "УК "Комплекс-М"

Любая информация, представленная на данном сайте, носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 ГК РФ.